Распоряжением Правительства Российской Федерации № 1215-р от 3 июля 2014 г. утверждена Концепция развития внутренней продовольственной помощи в Российской Федерации [1]. Под внутренней продовольственной помощью в целях настоящей Концепции понимается система государственной помощи населению Российской Федерации в форме прямых поставок продуктов питания заинтересованным лицам или предоставление денежных средств для приобретения ими продовольствия с целью улучшения питания и достижения его сбалансированности с учетом рациональных норм потребления пищевых продуктов. В соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» [2], адресная государственная социальная помощь, в том числе в виде денежных выплат и в виде продуктов питания, предоставляется малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, иным категориям граждан в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и государственными региональными программами за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации. Размер такой помощи, условия и порядок ее оказания также определяется органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Продукты питания доставляются непосредственно получателям помощи либо отпускаются гражданам через сеть социальных магазинов. Также нуждающимся гражданам, в особенности пенсионерам, инвалидам, предоставляются бесплатные либо льготные обеды в социальных столовых при учреждениях социального обслуживания и при специальных домах для одиноких престарелых. Распространение получило предоставление бесплатных продуктовых наборов отдельными категориями граждан, в том числе пожилым гражданам, многодетным семьям, родителям, имеющим детей-инвалидов, а также опекунам, попечителям, приемным родителям и патронатным воспитателям. В отдельных регионах введены различные формы денежной компенсации гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, на приобретение продуктов питания и горячего питания, в том числе с использованием электронных средств. Реализация Концепции будет осуществляться органами исполнительной власти в рамках установленных полномочий путем реализации плана мероприятий по развитию системы внутренней продовольственной помощи в Российской Федерации. Цель настоящего исследования – провести анализ возможностей организации в Российской Федерации внутренней продовольственной помощи. В статье использован такой метод, как анализ относительных показателей, который направлен на расчет соотношений между отдельными региональными составляющими; метод сравнительного анализа рассматривает показатели внутренней продовольственной помощи в России и в зарубежных странах. Факторный анализ рассмотрен, как показатель, влияющий на соотношение причинно – следственных связей в региональном масштабе.
внутренняя продовольственная помощь, социальная помощь, государственная поддержка, торговые организации, продовольственная безопасность, региональные производители