В статье выделены основные факторы, влияющие на эффективность разных маркетинговых каналов на рынках продовольственных товаров. Рассмотрены важнейшие параметры деятельности организации, определяющие выбор и управление маркетинговыми каналами на рынках продовольственных товаров, которые интегрируют конкурентные преимущества организации и определяют выбор перспективных направлений маркетинговой деятельности: ценность для потребителя; выручка от продаж; рентабельность. Представлены различные факторы, определяющие эффективность маркетингового канала на рынках продовольственных товаров. При контакте с потребителем компания вступает в прямые отношения с потребителями посредством прямых продаж, прямого маркетинга, телемаркетинга, электронного маркетинга. Непрямые маркетинговые каналы предполагают наличие всевозможных посредников: оптовиков, дистрибьютеров, розничных торговцев. Электронный маркетинг обладает наибольшим потенциалом привлечения новых потребителей среди всех маркетинговых каналов благодаря возможности установить связь с целым миром новых потенциальных клиентов при незначительных маркетинговых затратах. Эффективность работы маркетинговых каналов связана с разной структурой затрат на них. Прямые маркетинговые каналы предполагают наиболее высокую маржу, но на их поддержание компания вынуждена расходовать серьезные дополнительные средства. Непрямой канал приносит более низкую маржу, но требует и меньше расходов на маркетинг. Каждый канал имеет свой уровень качества обслуживания. Используя прямой маркетинг, компании контролируют качество сервиса, гибко реагируют на новые требования в отношении обслуживания, изменяют продукт в соответствии с пожеланиями заказчика. Непрямой маркетинг предполагает отсутствие прямого контакта между компанией-поставщиком и конечными покупателями. В результате компании становятся зависимыми от партнеров-дистрибьюторов, которые берут на себя предоставление сервиса конечным потребителям.
маркетинговые каналы, стратегические подходы, маркетинг взаимоотношений с клиентами, продовольственный товары