Для сельскохозяйственных предприятий в рамках стратегического планирования важны правильно сформированная специализация и оптимальное с позиции баланса использование ресурсов и их максимальной отдачи сочетания отраслей. Специализация определяет позиционирование компании на рынке, создает условия для устойчивого конкурентного преимущества и обеспечения успешного развития в долгосрочной перспективе. Проблемы определения стратегической специализации нами были исследованы на примере ООО «СХП «Новомарковское» Кантемировского района Воронежской области, являющимся крупным в области. Исходя из анализа хозяйственной деятельности предприятия, его финансового состояния, ресурсного потенциала, агропродовольственного рынка, системы существующей государственной поддержки в сельском хозяйстве, были определены два проекта для исследуемого хозяйства, отличающиеся сроком прогнозирования и направлениями развития отрасли животноводства на перспективу. Первый проект предполагает поиск путей развития без изменения масштабов животноводства, за счет научно-обоснованной и рыночно-ориентированной структуры посевных площадей. Второй проект имеет стратегический характер, он ориентирован на 2029 г. и связан с развитием на предприятии племенного скотоводства и мясного скотоводствa (до 1000 гол. со шлейфом). При реализации предложенных проектов предприятие больше не будет многоотраслевым с развитой молочной и мясной отраслью, производством подсолнечника, а будет иметь устоявшуюся молочную специализацию. Предложенные мероприятия, на наш взгляд, являются экономически обоснованными на краткосрочную и долгосрочную перспективу. Они направлены на оптимизацию использования ресурсного потенциала, развития перспективных для АПК направлений, максимальное привлечение ресурсов государственной поддержки и т.д.
специализация, сельскохозяйственное предприятие, производство молока, конкурентное окружение, стратегическое планирование