ФАКТОРЫ СОЗДАНИЯ СТОИМОСТИ В ЦИФРОВЫХ ПЛАТФОРМАХ ДЛЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассматриваются отдельные аспекты функционирования цифровых платформ, участниками которых являются малые сельскохозяйственные товаропроизводители, а также другие субъекты агропродовольственных цепочек. Целью исследования является определение факторов создания стоимости в цифровых платформах, то есть таких условий и характеристик, которые делают платформу привлекательной для участников и собственников платформы. При этом особое внимание уделено случаям создания кооперативных цифровых платформ. В рамках опроса фермерских хозяйств и хозяйств населения определено, что основными видами используемых ими цифровых платформ являются транзакционные (электронные торговые площадки) и мессенджеры (для коммуникаций в рамках хозяйственной деятельности). На основе обзора научной литературы выявлены наиболее значимые факторы создания стоимости в цифровых платформах. Рассмотрен опыт функционирования трех кооперативных цифровых платформ, в Австралии, Великобритании и США, проанализированы их доходы и расходы. Выявлено, что основным фактором развития данных платформ является безвозмездное финансирование в форме грантов и пожертвований, а также комплексный подход к реализации функций и акцент на развитие местных сообществ и взаимодействие с членами в формате не только онлайн, но и реального общения. Систематизированы характеристики цифровых платформ, в развитии которых проявляются сетевые эффекты и процессы совместного создания ценности как основа формирования стоимости для участников платформы. Предложено оценивать факторы создания стоимости в цифровой платформе с точки зрения их влияния на перераспределение стоимости между отдельными субъектами (прирост добавленной стоимости только для конкретных участников) и увеличения совокупной добавленной стоимости (прирост для всех участников).

Ключевые слова:
цифровые платформы, цифровые кооперативные платформы, факторы создания стоимости, сетевые эффекты, цифровизация сельского хозяйства, малые сельскохозяйственные товаропроизводители
Список литературы

1. Bartels N., Schmitt A. Developing network effects for digital platforms in two-sided markets – The NfX construction guide // Digital Business. 2022. Vol. 2. Iss. 2. https://doi.org/10.1016/j.digbus.2022.100044.

2. Jiang H., Yang J., Gai J. How digital platform capability affects the innovation performance of SMEs—Evidence from China // Technology in Society. 2023. Vol. 72. https://doi.org/10.1016/j.techsoc.2022.102187.

3. Sklenarz F. A., Edeling A., Himme A., Wichmann Ju.R.K. Does bigger still mean better? How digital transformation affects the market share–profitability relationship // International Journal of Research in Marketing. 2024. https://doi.org/10.1016/j.ijresmar.2024.01.004.

4. Khan Z., Zeng J., Knight G., Rajwani T., Pattnaik Ch. Non-market strategies and disruptive innovation in the platform economy // Journal of International Management. 2023. Vol. 29. Iss. 5. https://doi.org/10.1016/j.intman.2023.101047.

5. Gui Yu., Tan D., Liu Zh., Dong F. Worry not rareness but disparity: Impact of fairness concerns on platforms’ pricing and matching decision in competitive two-sided markets // Expert Systems with Applications. 2024. Vol. 238. P. B. https://doi.org/10.1016/j.eswa.2023.121683.

6. Gao F., Fenoaltea E.M., Zhang Yi-Ch. Market failure in a new model of platform design with partially informed consumers // Physica A: Statistical Mechanics and its Applications. 2023. Vol. 619. https://doi.org/10.1016/j.physa.2023.128748.

7. Kieti J., Waema T.M., Ndemo E.B., Omwansa T.K., Baumüller H. Sources of value creation in aggregator platforms for digital services in agriculture - insights from likely users in Kenya // Digital Business. 2021. Vol. 1, Iss. 2. https://doi.org/10.1016/j.digbus.2021.100007.

8. Wysel M., Baker D., Billingsley W. Data sharing platforms: How value is created from agricultural data // Agricultural Systems. 2021. Vol. 193. https://doi.org/10.1016/j.agsy.2021.103241.

9. Kim G., Wang W., Ha H.-K. Pricing strategy for own shipping service of E-commerce platform using Two-sided market theory // Electronic Commerce Research and Applications. 2021. Vol. 49. https://doi.org/10.1016/j.elerap.2021.101088.

10. Klingenberg C.O., Antunes J.A.V. Gordon Müller-Seitz, Impacts of digitalization on value creation and capture: Evidence from the agricultural value chain // Agricultural Systems. 2022. Vol. 201. https://doi.org/10.1016/j.agsy.2022.103468.

11. Liu Y., Ma D., Hu J. Reseller or Market? E-platform strategy under blockchain-enabled recycling // Expert Systems with Applications. 2024. Vol. 243. https://doi.org/10.1016/j.eswa.2023.122811.

12. Shree D., Singh R.K., Paul J., Hao A., Xu Sh. Digital platforms for business-to-business markets: A systematic review and future research agenda // Journal of Business Research. 2021. Vol. 137. P. 354-365. https://doi.org/10.1016/j.jbusres.2021.08.031.

13. Dyck M.V., Lüttgens D., Diener K., Piller F., Pollok P. From product to platform: How incumbents' assumptions and choices shape their platform strategy // Research Policy. 2024. Vol. 53. Iss. 1. https://doi.org/10.1016/j.respol.2023.104904.

14. Heikinheimo M., Hautamäki P., Julkunen S., Koponen J. B2B service sales on a digital multi-sided platform: Transformation from value chains to value networks // Industrial Marketing Management. 2024. Vol. 116. P. 26-39. https://doi.org/10.1016/j.indmarman.2023.11.006.

15. Zhang S., Qiu Z. Why is rural E-commerce successful? A sociological analysis of the mechanism for actualizing technological dividends // J. Chin. Sociol. 2024. Vol. 11. No. 2 https://doi.org/10.1186/s40711-023-00205-5.

16. Контарева А. Ю. Платформы как рынки, архитектуры, экосистемы: обзор основных подходов к изучению интернет-компаний // Социология власти. 2021. Т. 33. № 1. С. 169-192. EDN: https://elibrary.ru/https://www.elibrary.ru/fdyqol.

17. Latinovic Z., Chatterjee Sh.C. Value co-creation: Balancing B2B platform value and potential reverse-value effects // Journal of Business Research. 2024. Vol. 175. https://doi.org/10.1016/j.jbusres.2024.114518.

18. Guo J., Zhang H. Digital age: The path choice of government-citizen value co-creation // Heliyon. 2024. Vol. 10. Iss. 15. https://doi.org/10.1016/j.heliyon.2024.e35482.

19. Hendricks L., Matthyssens P., Kowalkowski Ch. The Co-evolution of actor engagement and value Co-creation on digital platforms // International Journal of Production Economics. 2025. Vol. 279. https://doi.org/10.1016/j.ijpe.2024.109467.

20. Liu Z., Pan Q. Research on value creation path of logistics platform under the background of digital ecosystem: Based on SEM and fsQCA methods // Electronic Commerce Research and Applications. 2024. Vol. 67. https://doi.org/10.1016/j.elerap.2024.101424.

Войти или Создать
* Забыли пароль?