Основные географические факторы формирования транспортной сети Дальнего Востока в досоветский период
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Формирование транспортной сети Дальнего Востока насчитывает почти четыре столетия. Наиболее протяжённым в этом процессе был Досоветский период, длившийся с середины XVII до начала ХХ веков. Актуальность его рассмотрения обусловлена тем, что материальная основа транспортной сети региона была, по преимуществу, создана на этом отрезке времени. Таким образом, информация о нём содержит сведения о мотивации, создания и функционирования путей сообщения на Дальнем Востоке. Эти сведения уникальны, и могут быть востребованы при проектировании новых коммуникационных линий. При этом на формирование дорожной сети решающим образом влияли географические факторы – действенные силы, которые приводят к образованию и существованию географических данностей различного свойства. Цель публикации состоит в рассмотрении характера влияния географических факторов на ход формирования дорожной сети Дальнего Востока в Досоветский период. Поставленные задачи: 1) рассмотреть определяющие влияние географических факторов на этот процесс 2) выявить на этой основе этапы развития сети путей сообщения в регионе 3) определить степень влияния географических факторов на формирование транспортной сети региона. Рассмотрены географические факторы, которые имели решающее значение при становлении и развитии транспортной сети Дальнего Востока: физико-географический, природно-ресурсный, внешнеэкономический и геополитический. Изучение особенностей их проявления позволило выделить в составе Досоветского периода три этапа: Ранний Континентальный, Океанический и Континентально-Океанический. Обоснование выделения этих этапов, их характеристика, определение специфики и результативности каждого из них, а также роль географических факторов в данном процессе составили новизну проведённого исследования.

Ключевые слова:
Дальний Восток, транспортная сеть, пути сообщения, период, факторы, этапы
Список литературы

1. Алексеев А.И. Освоение русскими людьми Дальнего Востока и Русской Америки. М.: Наука, 1982. 288 с.

2. Алексеев А.И. Хождение от Байкала до Амура. М.: Молодая гвардия. 1976. 208 с.

3. Бабурин В.Л. Подходы к оценке социально-экономической эффективности развития транспортно-коммуникационной инфраструктуры в Сибири и на Дальнем Востоке // Региональные исследования. 2018. № 2 (60). С. 25–31.

4. Бакланов П.Я., Мошков А.В., Романов М.Т. Базисные структурные звенья в долгосрочном развитии транспортных систем Дальневосточного региона России // Вестник Московского университета. Серия 5: География. 2018. № 4. С. 83 – 92.

5. Бандман М.К., Малов В.Ю. Транспортный комплекс Азиатской России. Укрепление экономической безопасности / Сборник научных трудов "Современные проблемы географии и природопользования" под ред. М.К. Бандмана. Барнаул: изд. Института экономики и организации промышленного производства СО РАН, 2001. Вып. 5 – 6. С. 100 – 114.

6. Бардаль А.Б. Транспортный комплекс Дальнего Востока: трансформация и интеграция. Хабаровск: изд. Института экономических исследований ДВО РАН, 2019. 336 с.

7. Богуславский Н.Д. Япония. Военно-географическое и статистическое обозрение. СПб.: типография Генерального штаба. 1904. 413 с.

8. Воробьёва Э.А. Японский рыболовный промысел на русском Дальнем Востоке в конце XIX – начале ХХ в.: новые аспекты // Вестник Томского гос. университета. Серия: История. 2024. № 90. С. 5 – 16.

9. Захаров В.П. Становление пароходства на реке Лена // Северо-Восточный гуманитарный вестник. 2017. № 1 (18). С. 32 – 38.

10. Кабузан В.М. Дальневосточный край в XVII – начале ХХ веков. М.: Наука, 1985. 260 с.

11. Казарян П.Л. Об Охотско-якутском тракте // Наука и техника Якутии. 2006. № 2 (11). С. 50 – 57.

12. Курбенков В.А. Владивостокский морской порт и положение русского морского судоходства на Дальнем Востоке с 1905 по 1914 годы // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2018. Т. 23. № 173. С. 203 – 208.

13. Лаврентьев А.В. Развитие транспорта на Дальнем Востоке России (середина 1980-х гг. – начало XXI века). Владивосток: изд. Владивостокского государственного университета экономики и сервиса, 2014. 232 с.

14. Ламин В.А. Ключи к двум океанам. Хабаровск: Хабаровское книжное издательство, 1982. 255 с.

15. Маергойз И.М. Уникальность экономико-географического положения советского Дальнего Востока и некоторые проблемы его использования в перспективе // Вестник Московского государственного университета. Серия географическая. 1974. № 4. С. 3 – 9.

16. Молчанова Е.Г. Деятельность фирмы «Кунст и Альберс» на Дальнем Востоке в период политической нестабильности // Общество: философия, история, культура.2022. № 6. С. 157 – 161.

17. Романова Г.Н. Китайские рабочие в экономике Дальнего Востока России и проблема национальной безопасности на рубеже XIX – ХХ веков // Россия и АТР. 2011. № 3. С. 95 – 104.

18. Хадонов С. П. Экономическая политика России на Дальнем Востоке в период активного освоения (конец XIX – начало ХХ веков) // Вопросы экономики. 1995. № 3. С. 153 – 160.

19. Челенко Н.Н. Развитие промышленности Дальнего Востока России в XIX веке // Крымский научный вестник. 2015. № 6. С. 96 – 119.

20. Шейнгауз А.С. Освоение лесов Дальнего Востока и использование их продуктивности с середины XIX до середины ХХ в. // Пространственная экономика.2008. № 1. С. 118 – 146.

Войти или Создать
* Забыли пароль?