УДК 378 Высшее образование. Высшая школа. Подготовка научных кадров
УДК 004 Информационные технологии. Компьютерные технологии. Теория вычислительных машин и систем
В статье представлена эмпирическая модель архитектуры цифровых компетенций научно-педагогических работников аграрного университета. На основе краткого теоретического обзора зарубежной и отечественной литературы проведено уточнение современных исследовательских трендов в области конструирования структуры цифровых компетенций работников высшего образования. Элементы теоретической модели цифровых компетенций научно-педагогических работников высшего образования получили оценку значимости в ходе экспертного опроса профессионального сообщества аграрного университета. Эмпирическая база данных обработана в программе SPSS Statistics (версия 23) и результаты представлены в факторном анализе, выполненном Rotation Method: Varimax with Kaiser Normalization. Архитектура цифровых компетенций представлена структурными компонентами: владение технологической составляющей цифровых процессов в образовательной деятельности; доступное и понятное для заинтересованной аудитории позиционирование педагога и предметной области в цифровом пространстве, обеспечивающее эффективное взаимодействие в системе «наставник – обучающийся»; комплексное обеспечение цифровой безопасности образовательной деятельности. Выводы относительно развития цифровых компетенций педагогов важны для совершенствования программ повышения квалификации и увеличения удовлетворенности обучающихся качеством учебного процесса.
цифровые компетенции, научно-педагогические работники, аграрное образование, структурная модель цифровых компетенций
1. Alberto A. P. Cattaneo, Chiara Antonietti, Martina RauseoHow digitalised are vocational teachers? Assessing digital competence in vocational education and looking at its underlying factors (2021)Computers & Education, Vol. 176, 104358
2. Ayça Çebi, TuğbaBahçekapılıÖzdemir, CananÇolakFrom digital competences to technology integration: Re-formation of pre-service teachers’ knowledge and understanding (2022) International Journal of Educational Research, Vol. 113, 101965
3. Bjørn Smestad, Ove Edvard Hatlevik, Leikny Øgrim Examining dimensions of teachers’ digital competence: A systematic review pre- and during COVID-19 (2023) Heliyon, Vol. 9, Issue 6, e16677
4. Charlott Rubach, Rebecca Lazarides Addressing 21st-century digital skills in schools – Development and validation of an instrument to measure teachers’ basic ICT competence beliefs (2021) Computers in Human Behavior, Vol. 118, 106636
5. Chiara Antonietti, Alberto Cattaneo, Francesca Amenduni Can teachers’ digital competence influence technology acceptance in vocational education?(2022) ComputersinHumanBehavior, Vol. 132, 107266
6. Elen J. Instefjord, Elaine Munthe Educating digitally competent teachers: A study of integration of professional digital competence in teacher education (2017) Teaching and Teacher Education, Vol. 67, Pages 37-45
7. Esther Garzón-Artacho, Tomás Sola-Martínez, Gerardo Gómez-GarcíaTeachers’ perceptions of digital competence at the lifelong learning stage (2021) Heliyon, Vol. 7, Issue 7, e07513
8. İlknurReisoğlu, AyçaÇebiHow can the digital competences of pre-service teachers be developed? Examining a case study through the lens of DigComp and DigCompEdu (2020) Computers & Education, Vol. 156, 103940
9. Isabell Runge, Rebecca Lazarides, Katharina Scheiter Teacher-reported instructional quality in the context of technology-enhanced teaching: The role of teachers’ digital competence-related beliefs in empowering learners (2023) Computers & Education, Vol. 198, 104761
10. Kevin M. Wong,Benjamin Luke MoorhouseDigital competence and online language teaching: Hong Kong language teacher practices in primary and secondary classrooms (2021) System, Vol. 103, 102653
11. Lisbeth M. Brevik, Greta BjörkGudmundsdottir, TorunnAaneslandStrømmeTransformative agency in teacher education: Fostering professional digital competence (2019) Teaching and Teacher Education, Vol. 86, 102875
12. Margarida Lucas, Pedro Bem-Haja, Christine RedeckerThe relation between in-service teachers’ digital competence and personal and contextual factors: What matters most?(2021) Computers & Education, Vol. 160, 104052
13. So Hee Yoon Gender and digital competence: Analysis of pre-service teachers’ educational needs and its implications (2022) International Journal of Educational Research, Vol. 114, 101989
14. Арстангалеева Г. Ф., Тезина М. Н., Слободчикова С. М. Оценка сформированности цифровых компетенций педагогических работников // Отечественная и зарубежная педагогика. 2022. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/otsenka-sformirovannosti-tsifrovyh-kompetentsiy-pedagogicheskih-rabotnikov (дата обращения: 24.08.2023).
15. Гнатышина Е.В. Педагогический инструментарий формирования цифровой культуры будущего педагога // Вестник ЮУрГГПУ. 2018. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskiy-instrumentariy-formirovaniya-tsifrovoy-kultury-buduschego-pedagoga (дата обращения: 24.08.2023).
16. Гнатышина Е.В. Социокультурный подход как общенаучная основа формирования цифровой культуры будущего педагога // Вестник ЮУрГГПУ. 2018. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsiokulturnyy-podhod-kak-obschenauchnaya-osnova-formirovaniya-tsifrovoy-kultury-buduschego-pedagoga (дата обращения: 24.08.2023).
17. Елькина Е. Е. Цифровая культура как область междисциплинарных исследований: методологические подходы и тенденции развития // International Journal of Open Information Technologies. 2018. №12. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovaya-kultura-kak-oblast-mezhdistsiplinarnyh-issledovaniy-metodologicheskie-podhody-i-tendentsii-razvitiya (дата обращения: 24.08.2023).
18. Носова Л.С., Леонова Е.А., Рузаков А.А. Модель цифровой культуры будущих педагогов в условиях цифровизации образования // Вестник ЮУрГГПУ. 2019. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/model-tsifrovoy-kultury-buduschih-pedagogov-v-usloviyah-tsifrovizatsii-obrazovaniya (дата обращения: 24.08.2023).
19. Синяева А. Ю. Цифровые компетенции педагога в современном образовании // Проблемы современного образования. 2023. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovye-kompetentsii-pedagoga-v-sovremennom-obrazovanii (дата обращения: 24.08.2023).
20. Токарева М. В. Цифровая компетенция или цифровая компетентность // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. 2021. №4 (52). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovaya-kompetentsiya-ili-tsifrovaya-kompetentnost (дата обращения: 24.08.2023).



